Домой Напитки и коктейли Фруктовый салат технология. Фруктовый салат - самые вкусные варианты. I. Организационный момент

Фруктовый салат технология. Фруктовый салат - самые вкусные варианты. I. Организационный момент

30 ноября 2012 г. 13:57

Фруктово-ягодные и желейные начинки

Консистенция начинок должна быть однородной и достаточно вязкой, чтобы обеспечить при оптимальных значениях температуры нормальные условия формования. Начинки всех видов не должны засахариваться и растворять карамельную массу (кроме мягкой карамели типа «Московская»), а также прогоркать и забраживать в процессе хранения карамели. Температура начинок должна быть на 8-10 °С ниже температурной массы, что предупреждает открытиё шва и вытекание начинки.

Получают увариванием протертой плодовой мякоти с сахаро и патокой с различными добавлениями. Основными факторами, определяющими консистенцию начинки, являются ее влажность и содержание пектина во фруктовых заготовках.

Технологическая схема приготовления начинок включает: шпарку пульпы или десульфитацию яблочного или другого пюре, протирание фруктово-ягодных заготовок, составление рецептурно: смеси, уваривание и темперирование начинки (рис. 6).

Пюре десульфитируется, а пульпа шпарится до мягкого состояния, чтобы ее можно было протереть, в закрытом шпарителе либо открытых варочных котлах с паровым обогревом и мешалкой в течение 10-15 мин.

Закрытый шпаритель представляет собой корытообразный кожух из нержавеющей стали с крышкой. Внутри кожуха установлен горизонтальный шнек с полой осью, через отверстия которой подается греющий пар. Загружаемая пульпа продвигается шнеком по длине аппарата, подвергаясь нагреванию паром (0,50,6 МПа). Размягченная масса на выходе из шпарителя через отверстие сливается в приемный сборник - размельчитель, где частично измельчается лопастями. К крышке шпарителя присоединены вытяжные устройства для удаления пара и сернистого газа.

Обработка пюре и пульпы в открытом варочном котле производится следующим образом. После загрузки пульпы в котел наливают воду в количестве 20-25 % от массы пульпы (в зависимости от качества), включают мешалку и подачу пара. Во время шпарки котел должен быть закрыт крышкой. К котлу подсоединяют вентилятор для удаления сернистого газа. Продолжительность шпарки 30-50 мин в зависимости от вида плодов.

Прошпаренная плодовая размягченная масса или десульфитируемое пюре поступает в сборник, из которого передается на протирочную машину.

Шпарка косточковых и сухих фруктово-ягодных заготовок (сушеного чернослива, алычовой и сливовой пульпы, сухой рябины и др.) осуществляется в открытом варочном котле.

Пульпа или пюре протирается в протирочной машине лопастями, вращающимися с частотой 120-140 об/мин, через сетку (медную или из нержавеющей стали) с размером ячеек 1,5 мм. При протирке подварок, повидла, варенья и джемов применяется сетка с размером ячеек 3 мм.

Прошпаренная масса подается на протирку насосом или с помощью вакуум - бачка с разрежением 66,7-80 кПа, из которого масса самотеком стекает в загрузочную воронку протирочной машины. Полученное пюре поступает в приемный сборник, затем в рецептурный смеситель. В настоящее время широко применяется асептически упакованное пюре.

Рецептурную смесь составляют из фруктово-ягодного пюре, патоки и сахарного сиропа. Патоку и сахарный сироп можно заменять сахаропаточным сиропом или сиропом из карамельных отходов. Смесь составляют в смесителе, снабженном мешалкой, которая вращается с частотой 35-40 об/мин. Компоненты загружаются по массе или объему специальными мерниками. Все компоненты рецептурной смеси предварительно фильтруют. Из рецептурного смесителя фруктовая смесь влажностью 44-48 % подается насосом в приемный сборник, индивидуальный для каждого варочного аппарата.

Для уваривания начинок применяются змеевиковые вакуум- аппараты непрерывного действия с увеличенной (по сравнению с карамельным вакуум-аппаратом) выносной выпарной камерой (поверхность нагрева 4,2 и 7,5 м²). Начинки уваривают также в змеевиковых колонках с пароотделителем и сферических начиночных аппаратах периодического действия с мешалкой или без нее, опрокидывающейся варочной чашей и чашей со сливным штуцером.

При уваривании начинок в змеевиковых вакуум-аппаратах профильтрованная фруктовая смесь непрерывно подается в змеевик вакуум-аппарата, где уваривается до содержания влаги 14- 19% при давлении греющего пара 0,6 МПа и разрежении 66,7-80 кПа. Продолжительность уваривания 3-4 мин. Готовая начинка с температурой 80-85 °С через каждые 1,5-2 мин выгружается в приемный сборник, из которого шестеренчатым насосом передает в темперирующие машины. Начинка в количестве 35-40 кг выгружается автоматом выгрузки или вручную. Чтобы начинка задерживалась в приемном сборнике, рекомендуется изготавливать в нем коническое днище. При изменении давления греющего пара и влажности фруктовой смеси против оптимальных параметров соответственно изменяют подачу сиропа в змеевик вакуум-аппарата. Начинка за счет кратковременного уваривания получается светлой, с высокой вязкостью - в пределах 13-25 Па с приγ= 6-7 сˉ¹ (в зависимости от содержания пектина во фруктовых заготовках и влажности начинок). Часовая производительность змеевикового вакуум-аппарата в зависимости от его поверхности нагрева от 900 до 1400 кг начинки.

По окончании уваривания аппарат замывают и продувают паром так же, как карамельный вакуум-аппарат. В конце рабочей недели аппарат промывают 3-6 %-ным раствором каустической соды (при рецикуляционном способе) и 2-3 %-ным раствор (при заливании на 12-24ч). Непрерывные подача фруктовой смеси в змеевик аппарата и уваривание в тонком слое исключают возможность существенного образования нагара.

При уваривании начинок в змеевиковой колонке без вакуума профильтрованная фруктовая смесь непрерывно поступает в змеевик варочной колонки и уваривается (давление греющего пара не более 0,6 МПа) до заданной рецептурной влажности. Готовая начинка вместе с экстрапаром непрерывно поступает в пароотделитель. Температура начинки на выходе из пароотделителя 103-108°С. Уваренная начинка непрерывно поступает из пароотделителя в охлаждающую машину и из нее при температуре 70-75 °С шестеренным насосом передается по кольцевой системе в начинконаполнитель. Перед загрузкой аппарат должен быть прогрет.

В сферическом начиночном аппарате периодического действия фруктовая смесь уваривается (давление греющего пара до 0,6 МПа и разрежение 66,7- 73,3 кПа) Фруктово-ягодная смесь засасывается в аппарат под разрежением до 66,7 кПа через гибкий шланг с сетчатым наконечником. За счет перемешивания мешалкой в процессе уваривания усиливается циркуляция массы в аппарате, ускоряется испарение влаги и уменьшается пригорание начинки к поверхности нагрева. Уваривание в зависимости от емкости аппарата длится 30-45 мин. После этого прекращают подачу греющего пара и продолжают работу мокровоздушного насоса в течение 2-3 мин для удаления экстрапара и снижения температуры до 80-85° С. Далее масса разгружается через нижний штуцер чаши или выливается из наклонной чаши в приемный сборник.

Сыворотка творожная концентрированная с сахаром (ТУ 49-798-81) вводится в готовую начинку в количестве 14 % от суммарного содержания сухих веществ на 1 т начинки. Расход сахара на 1 т начинки необходимо уменьшить на 13,1 %, молочной кислоты - на 0,9 % от массы сухих веществ. При введении сыворотки творожной концентрированной с сахаром (65 % сухих веществ) начинка уваривается до содержания сухих веществ 85 %, сыворотки творожной концентрированной без сахара (75 % сухих веществ) - до 83%. После добавления сыворотки начинку тщательно перемешивают до однородной массы.

С целью равномерного и стабильного распределения начинки в карамели рекомендуется заменять до 5 % сухих веществ сахара в начинке некоторыми видами сырья и полуфабрикатов, например:

крахмалом кукурузным набухающим пищевым;

мукой после экструзии различных круп и злаков;

вафельной крошкой, мелкоизмельченной крошкой от пряников, печенья или кукурузных палочек и др.

Их вводят на стадии приготовления фруктово-ягодной смеси или темперирования начинки.

Темперирование начинки при 63-70°С производится в темперирующих машинах. Темперирующая машина обогревается паром при давлении до 0,4 МПа. Частота вращения мешалки - 20 - 30 об/мин. Для темперирования также могут применяться месильные машины или открытые варочные котлы с мешалкой.
При механизированной подаче оттемперированная начинка перекачивается в начинконаполнитель насосом по кольцевой системе.

Если процесс транспортирования начинки не механизирован, то начинка из темперирующей машины сливается через патрубок в емкость и вручную загружается в начинконаполнитель.

Добавление ароматизирующих и вкусовых веществ также производится в темперирующей машине. Слишком горячую начинку надо охладить или разбавить более холодной. В конце работы всю начиночную систему коммуникаций продувают паром.

Желейные начинки. Технологическая схема приготовления э начинок показана на рис. 7. Представляют собой уваренный сахаропаточно - агаровый сироп с добавлением фруктово-ягодного пюре и различных компонентов. Замоченный набухший и промытый агар растворяют в воде (соотношение сухого агара к воде 1:10) в открытом варочном котле с обогревом.

Сахаропаточный сироп уваривают в вакуум-аппарате до влажности 15-17%. Готовый сироп сливают, процеживают и добавляют агаро - водный раствор и затем фруктовое пюре (если оно предусмотрено рецептурой). Смесь перемешивают, готовую начинку подкисляют, ароматизируют и темперируют при 63-68 °С.

Белов Саша

Технология. 3 класс. Тема урока «Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами». Проект по теме «Фруктовый салат».

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Технология

Тема урока «Фруктовый завтрак.

Работа со съедобными материалами»

Проект по теме «Фруктовый салат»

Проект подготовил:

ученик 3Б класса,

Белов Саша, 10 лет.

Руководитель:

учитель начальных классов

Горбунова Людмила Николаевна.

МОУ СОШ №41, г. Саранск

2014-2015 г.

Проект по теме «Фруктовый салат» (Слайд №1)

План.

1. Что такое фруктовый салат.

2. Посуда для сервировки десертов.

3. Приготовление моего салата.

4. Использованные источники.

1. Что такое фруктовый салат. (Слайд №2)

Фруктовый салат - блюдо, приготовленное из смеси различных свежих фруктов, порезанных небольшими кусочками. Это десертное блюдо. Обычно к сладким салатам относят фруктовые и ягодные смеси, в которые можно добавить немного кислого молока (сметана, кефир, простокваша, йогурт).

В традиционный рецепт входят яблоко, груша, апельсин, десертный банан. Иногда добавляется виноград без косточек, ананас и мандарин. Фруктовый салат посыпают обычным или коричневым сахаром или добавляют мёд. Во фруктовые салаты иногда также добавляют лимонный сок для придания салату свежести и сохранения внешнего вида фруктов.

2. Посуда для сервировки десертов. (Слайд №2)

Для сервировки десертов существуют креманки. Креманка – это специальная посуда для подачи сладких блюд и десертов – фруктовых салатов, мороженого, муссов, желе, крема вместимостью в одну порцию. Креманки могут быть изготовлены из различных материалов, таких, как стекло прозрачное или матовое, фарфор, керамика, металл, даже пластик.

3. Приготовление моего салата. (Слайд №3)

Для приготовления салата понадобится:

1. Апельсин - 1 шт.

2. Банан – 1 шт.

3. Груша – 1 шт.

4. Яблоко – 1 шт.

5. Йогурт – 1 б.

Рецепт приготовления салата:

Берём яблоко. Режем его на кубики (кожицу можно не чистить). Выкладываем в салатник. Чтобы кусочки яблока не почернели, нужно их сбрызнуть соком лимона. (Слайд №4)

Берём грушу. Грушу лучше выбрать средней твёрдости. Режем её на кубики (кожицу можно не чистить). Выкладываем в салатник. (Слайд №4)

Берём банан. Банан выбрать лучше твёрдый, среднего размера. Очищаем его от кожицы. Режем на кусочки. Выкладываем в салатник. (Слайд №5)

Берём апельсин. Чистим его, освобождая каждую дольку от плёночек. Режем на кусочки. Выкладываем в салатник. (Слайд №5)

Берём баночку любого йогурта, лучше сладкого. Вливаем его в салатник с готовыми продуктами. После того, как в салатник влили йогурт, нужно всё осторожно перемешать. (Слайд №6)

Салат готов. Выкладываем его в креманки для десерта, рядом с которыми лежат столовые приборы для десерта, бумажные салфетки.

Приятного аппетита! (Слайд №7)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технология 3 класс Тема урока: «Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами » Проект по технологии «Фруктовый салат» Проект подготовил: у ченик 3Б класса, Белов Саша, 10 лет. Руководитель: у читель начальных классов Горбунова Людмила Николаевна. МОУ СОШ №41, г. Саранск.

Фруктовый салат - блюдо, приготовленное из смеси свежих фруктов, порезанных небольшими кусочками. Фруктовый салат – десертное блюдо. Посуда для фруктовых салатов: стеклянная фарфоровая металлическая

Приготовление моего салата. Заготовка продуктов. Для приготовления фруктового салата понадобится: 1. Апельсин - 1 шт. 2 . Банан – 1 шт. 3 . Груша – 1 шт. 4 . Яблоко – 1 шт. 5. Йогурт – 1 б.

Приготовление салата (рецепт приготовления фруктового салата) Берём яблоко. Режем его на кубики (кожицу можно не чистить). Выкладываем в салатник. Чтобы кусочки яблока не почернели, нужно их сбрызнуть соком лимона. Берём грушу. Грушу лучше выбрать средней твёрдости. Режем её на кубики (кожицу можно не чистить). Выкладываем в салатник.

Приготовление салата (рецепт приготовления фруктового салата) Берём банан. Банан выбрать лучше твёрдый, среднего размера. Очищаем его от кожицы. Режем на кусочки. Выкладываем в салатник. Берём апельсин. Чистим его, освобождая каждую дольку от плёночек. Режем на кусочки. Выкладываем в салатник.

Приготовление салата (рецепт приготовления фруктового салата) Берём баночку любого йогурта, лучше сладкого. Вливаем его в салатник с готовыми продуктами. После того, как в салатник влили йогурт, нужно всё осторожно перемешать.

Приятного аппетита! Салат готов. Выкладываем его в тарелки для десерта, рядом с которыми лежат столовые приборы для десерта, бумажные салфетки. Приятного аппетита!

Использованные источники 1 . Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014. 2. Семейный архив фотографий. 3. ru.wikipedia.org 4 . restorator.name 5 . luminarc . su 6 . AlleyPlates.ru 7. images.yandex.ru

Наталья Тертышникова

Тема : «Приготовление фруктового салата »

Вид деятельности : познавательно – практическая.

Образовательные области : «Труд» , «Социализация» , «Познание» , «Здоровье» , «Безопасность» .

Цель : создать условия для освоения детьми процесса приготовление фруктового салата .

Задачи :

Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов , о способах употребления их в пищу;

Закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей;

Учить готовить салат , используя схему-модель трудового процесса;

Воспитывать трудолюбие, экономное отношение к продуктам питания.

Предварительная работа :

Беседы с детьми «Солнечные гостинцы» , «Фрукты – источник здоровья » , «Правило чистых рук» ;

Д/и «Сварим компот» , «Поварёнок» , «Аскорбинка и её друзья» ;

Чтение стихов и разучивание стихов.

План деятельности :

Д/И «Определи фрукт на вкус » . / Контроль по результату : угадал или не угадал. Оценка – вручение фишек за правильный ответ/.

Д/И «Опиши – мы отгадаем» . Отгадывание загадок описательного характера, составленных по плану. / Контроль по результату – вывесить картинки, проверка сравнение, оценка - вручение фишек за правильный ответ. /

– Что мы можем приготовить из этих фр . (ответы детей)

Сегодня мы будем готовить фруктовый салат .

Кто знает как это делать? – это целеполагание.

Обсуждение процесса , опираясь на схему трудового процесса приготовления фруктового салата . / Процессуальный и рефлексивный контроль/

Напомнить правила безопасности : чистота рук, обращение с ножом, использование фартука, косынки.

Распределение обязанностей, приготовление салата . /Контроль по результату. /

Рефлексия : Кто захочет рассказать маме как мы готовили фруктовый салат ? Кто хочет приготовить его дома ?

Публикации по теме:

В сентября у нас как всегда тема месяца "Дары осени. Сбор урожая" И я решила, провести с детьми что то интересное. Детям очень нравиться,.

Продолжаем кулинарную тему:Сегодня готовим салат из фруктов. Мне помогает моя дочка Стасенка. 1. Изучаем рецепт и отбираем фрукты: 2. Нам.

Конспект приготовления винегрета в средней группе детского сада. Цели: 1. Формировать навыки безопасного обращения с опасными предметами.

Конспект трудовой деятельности детей старшей группы «Приготовление осеннего салата» Программное содержание: *Закреплять у детей навыки пользования столовым ножом, кухонной доской; *Соблюдать технику безопасности во время.

Украшением моего новогоднего стола стал салат "Змейка" символ наступающего Нового года. Для приготовления этого блюда потребуются следующие.

Фрукты для здоровья человека являются, без преувеличения, настоящей кладовой витаминов и микроэлементов. Как правило, они полезны всем,.

Вырабатываемая на наших фабриках карамель отличается между со­бой не только по форме, размерам, окраске и вкусовым свойствам кара­мельной оболочки, но и разнообразными по структуре и вкусовым свой­ствам начинками.

Многообразие начинок обеспечивается применением различных ви­дов сырья, способов его обработки, методов получения начинок, исполь­зованием вкусовых и ароматических веществ.

Изготовляемые начинки можно разделить на следующие основные виды: фруктово-ягодные, медовые, ликерные, помадные, молочные, оре­хово-шоколадные, марципановые, масляно-сахарные и сбивные.

Все начинки для карамели независимо от их состава и способов при­готовления должны отвечать следующим требованиям:

1) консистенция начинок должна быть однородной и обладать доста­точной вязкостью, обеспечивающей при температуре 60°С нормальные условия формования карамели;

2) начинки должны сохранять высокие вкусовые достоинства - не про­горкать, не сбраживаться и не закристаллизовываться.

Необходимая консистенция начинок обеспечивается регулированием ее остаточной влажности в пределах, предусмотренных стандартом, ис­пользованием патоки, отличающейся высокой вязкостью, и фруктово-ягод - ного сырья, содержащего 0,8-1,0 % пектиновых веществ.

Стойкость начинок в процессе хранения карамели достигается:

Наличием в составе начинок необходимого количества антикристал - лизатов, препятствующих кристаллизации сахарозы;

Отсутствием в рецептуре начинок быстропортящихся жиров и других видов сырья, нестойкого при хранении.

Основным сырьем для приготовления фруктово-ягодных начинок яв­ляются фруктово-ягодные заготовки в виде пульпы или пюре, сахар и па­тока. Пульпа и пюре подвергают шпарке, протирке по технологической схеме, показанной на рис. ІІІ-5. Кроме того, используются подварки и при­пасы высокоароматных фруктов и ягод. Однако, основным видом плодо­вого сырья, составляющим фруктовую часть почти всех начинок, является яблочное пюре, которое благодаря содержанию около 1 % пектиновых веществ позволяет приготовить начинку в виде вязкой густой массы.

Сахарная часть рецептурной смеси состоит их сахара (в виде сахарно­го раствора влажностью 20 %), патоки и сиропа из карамельных отходов.

Соотношение между плодовой и сахарной частью начинок для отдель­ных сортов карамели установлено рецептурами и определяется необходи­мостью получить достаточно вязкую при влажности 16-19 % начинку с выраженным вкусом и ароматом. Эти требования обеспечиваются при со­блюдении определенных соотношений основных частей рецептуры: саха­ра-1 часть, патоки - 0,5 части, плодового пюре - 1 часть. Патока может частично или полностью заменяться сиропом из карамельных отходов.

Если для приготовления начинок используются подварки и припасы, то учитывают добавленный в эти полуфабрикаты сахар и сохраняют уста­новленное рецептурой для данного сорта соотношение между количеством и качеством сухих веществ фруктовой части и сахаром.

Подготовленные сырьевые компоненты загружают в нужных соотно­шениях в смеситель, тщательно перемешивают и перекачивают по трубо­проводу через фильтр 2 в сборник 1 (рис. 111-20). Приготовленная сахаро­фруктовая смесь имеет влажность 45-50 %.

Из сборника 1 сахаро-фруктовая смесь подается плунжерным насо­сом 3 в змеевик варочного аппарата 4, обогреваемого паром давлением до 450 кПа. Процесс уваривания начинки кратковременный и длится при-

мерно 3 мин. Наряду с удалением от 20 до 30 % влаги во время уваривания протекают такие процессы, как гидролиз сахарозы, распад редуцирую­щих сахаров по схеме последовательной реакции. Однако, благодаря крат­ковременному увариванию, распад сахаров не достигает образования кра­сящих и гуминовых веществ, и начинки получаются светлыми.

Конечная влажность фруктово-ягодных начинок 16-19 %, что соот­ветствует температуре уваривания 113-118°С.

Уваренная начинка вместе с экстрапаром поступает в пароотдели - тель 5, из которого пар отсасывается вентилятором, а начинка стекает в темперирующую машину 6.

Темперирующая машина - это цилиндрическая емкость, оборудован­ная пароводяной рубашкой и мешалкой со сложным движением. Посту­пившая в машину начинка быстро охлаждается до температуры 65-68°С, в нее вносят необходимые вкусовые, ароматические вещества, а также мо­лочную или виннокаменную кислоту, если кислотность начинки ниже 1 %.

Готовая к формованию карамели начинка плунжерным насосом 8 на­гнетается в кольцевую линию, проходящую над начинконаполнителями 9 обкаточных машин 10. Избыток начинки отводится по обратной ветви трубопровода в темперирующую машину.

Регулирование влажности начинки производится по показаниям тер­мометра, установленного на выходе начинки из пароотделителя, путем изменения давления греющего пара, а регулирование температуры - изме­нением расхода воды в рубашке темперирующей машины.

Если начинка по условиям производства не может быть сразу исполь­зована, ее необходимо охладить до температуры 20-25°С. Хранение на­чинки в горячем состоянии вызывает глубокий распад моносахаридов, образование темноокрашенных веществ, которые ухудшают ее качество.

Медовые начинки представляют собой уваренную до 82-86 % сухих веществ смесь сахаро-паточного сиропа с медом. Необходимые консис­тенция и вязкость начинки достигаются повышенным (до 20 %) содержани­ем патоки или добавлением до 20 % яблочного, абрикосового и другого пектинсодержащего плодового пюре.

Количество меда в начинке должно быть не менее 25 %. Для сохране­ния медового вкуса и аромата его добавляют в конце уваривания начинки.

Уваривание медовых, ликерных, молочных начинок ведут в сфери­ческих вакуум-аппаратах (рис. 111-21).

Аппарат состоит из медной полусферической чаши 1, помещенной в стальную паровую рубашку 2. По дну чаши от привода 4 вращается с частотой 19 об/мин горизонтальная мешалка 15.

Рис. Ш-21. Сферический вакуум-аппарат 31-А

Сверху чаша закрыта медным колпаком 6, на котором расположены два смотровых окна для наблюдения за загрузкой аппарата и процессом уваривания, а также измерительные приборы: термометр 7, вакуумметр 11, предохранительный клапан 14, манометр 13.

Колпак 6 заканчивается патрубком 10, который трубой 9 соединен с конденсатором смешения мокровоздушного вакуум-насоса. В аппарате поддерживается остаточное давление 20 кПа.

Вместимость нижней чаши 150л. Рецептурная смесь из сборника вса­сывается в варочный аппарат за счет разрежения через патрубок 5. После загрузки аппарата включают мешалку, а в паровую рубашку подают гре­ющий пар давлением 600 кПа. Процесс уваривания продолжается 30-40 мин. При таком длительном уваривании в кислой среде образуются веще­ства глубокого распада сахаров, а также продукты взаимодействия моно­сахаридов и азотистых веществ, которые вызывают потемнение начинки и изменение ее вкуса. Кроме того, происходит разрушение пектиновых ве­ществ, что снижает вязкость начинки. Поэтому содержание сухих веществ медовых начинок в зависимости от рецептурного состава может колебать­ся в пределах 82-86 %.

По завершению уваривания прекращают подачу пара в паровую ру­башку и охлаждающей воды в конденсатор, выключают вакуум-насос и мешалку, открывают воздушный кран и выгружают начинку через затвор 16.

Ликерные начинки готовят увариванием сахаро-паточного сиропа до 86-87 % сухих веществ с последующим добавлением после охлаждения до 70-75°С ликера, вина, других вкусовых и ароматических веществ. Чтобы обеспечить достаточную при формовании карамели вязкость начинки, на 1 часть сахара берется 1 часть патоки.

К сахаро-паточному сиропу может также добавляться фруктово-ягод - ное пюре. В зависимости от качества пюре, содержания в нем пектиновых веществ, количество патоки в рецептурной смеси может быть снижено. Чтобы избежать засахаривания начинки, содержание редуцирующих ве­ществ в ней должно быть около 30 %.

Уваривание ликерных начинок ведется в вакуум-аппаратах периоди­ческого действия или в открытых котлах с паровым обогревом.

Помадные начинки представляют собой кристаллическую массу, со­стоящую из двух фаз - твердой и жидкой. Доля твердой фазы около 55 %, жидкой - 45 %. Твердая фаза - это мельчайшие (не более 20 нм) кристалли­ки сахарозы, а жидкая - многокомпонентный раствор сахара и патоки.

Помадную массу получают путем кристаллизации сахарозы из постепенно охлаждаемого в крис­таллизаторе, уваренного до 87- 88 % сухих веществ сахаро-паточ­ного сиропа. В качестве кристалли­затора в зависимости от потребнос­ти цеха в помадной начинке могут использоваться различные аппара­ты. При небольшом объеме произ­водства удобно использовать по­мадно-сбивальную станцию ШПА (рис. 111-22).

Котел обогревается паром давлением до 400 кПа. При перемешива­нии и за счет нагрева сахар растворяется, а образовавшийся сироп увари­вают до концентрации сухих веществ 86-88 %.

Сахаро-паточный сироп пропускают через фильтр 2 в сборник 3, из которого плунжерным насосом подают в змеевиковый подогреватель 5
для дополнительного уваривания. Из подогревателя сироп поступает в роторный кристаллизатор 6. Вращающимся диском сироп распределяется по внутренней стенке аппарата и стекает тонким слоем. Каждая из двух секций аппарата имеет водяную рубашку, куда подается холодная вода. Быстрое охлаждение в тонком слое сиропа достигается также за счет ин­тенсивного перемешивания лопастями ротора, который вращается с час­тотой 400 об/мин.

При охлаждении уваренный сахаро-паточный сироп из ненасыщенно­го переходит в пересыщенное состояние, в нем происходит кристаллиза­ция сахарозы, в результате чего образуется помадная масса.

Из кристаллизатора масса сливается в темперирующую машину, по­догревается до 60-65°С, в нее входят необходимые вкусовые и аромати­ческие вещества, а затем используют как помадную начинку при формова­нии карамели.

Молочные начинки получают увариванием сахаро-молочного сиро­па с патокой до 82-88 % сухих веществ. В процессе уваривания сахаро­молочной смеси протекает сахаро-аминная реакция, конечными продукта­ми которой являются меланоидины. Они отличаются высокой красящей способностью. Поэтому молочная начинка имеет характерный светло-кре - мовый оттенок и отличается особым вкусом и ароматом.

Чтобы избежать образования большого количества меланоидинов и сильного потемнения начинок, уваривать сахаро-молочные смеси необхо­димо в вакуум-аппаратах.

Если молочную начинку готовят на сгущенном молоке, то для сокра­щения времени теплового воздействия на сахаро-молочную смесь предва­рительно приготовленный сахаро-паточный сироп уваривают в вакуум - аппарате (рис. III-21) до влажности 12-13 %, затем добавляют предусмот­ренное рецептурой сгущенное молоко.

В конце уваривания в аппарат вводят другие необходимые по рецеп­туре компоненты.

Сваренную молочную начинку перекачивают в темперирующую ма­шину, охлаждают до 70°С, добавляют вкусовые и ароматические веще­ства и используют при формовании карамели.

Марципановые начинки получают смешиванием растертой ореховой массы (из необжаренных маслосодержащих ядер) с сахарной пудрой или сахарным сиропом в соотношении 1:1.

Подготовленные к производству маслосодержащие ядра (миндаль, лещинный орех, арахис, абрикосовая косточка и др.) растирают в мелан­жере, на трехвалковой мельнице. Ореховую массу загружают в месиль­ную машину и смешивают в течение 20-30 мин с сахарной пудрой, добав­ляют вкусовые и ароматические вещества (обычный марципан).

Для получения заварной марципановой начинки ореховую массу сме­шивают в месильной машине с горячим сахарным сиропом (110-115°С), уваренным до содержания 88-89 % сухих веществ. После охлаждения мас­сы до 70-75°С в нее добавляют вкусовые и ароматические вещества.

Орехово-шоколадные начинки получают смешиванием ореховой мас­сы из обжаренных ядер с сахарной пудрой в соотношении 1:1. Для прида­ния начинке необходимой консистенции в полученную смесь добавляют твердые жиры - какао масло, его заменители или кондитерский жир.

Обжарка маслосодержащих ядер до влажности 2 % ведется в тех же аппаратах, что и для какао бобов.

Для растирания, измельчения, смешивания используются меланжер, валковые мельницы, смесительные машины.

Для придания начинке большей однородности, равномерного распре­деления жира ее необходимо в течение 30 мин вымешивать при температу­ре 40°С. Качество орехово-шоколадной начинки зависит от степени дис­персности твердых частиц, которая должна составлять не менее 85 %.

В зависимости от рецептуры и необходимой консистенции содержание жира в начинке может изменяться от 20 до 40 %, влажность начинок 1 -3 %.

Масляно-сахарные начинки получают смешиванием сахарной пудры с подогретым до 40°С кокосовым маслом. Сахарную пудру можно частич­но заменять глюкозой. В качестве ароматических веществ добавляют мят­ное масло или мятную эссенцию. Смешивание названных компонентов начинки ведется в миксмашине при температуре 40°С. Начинка содержит около 70 % сахара и 30 % жира.

Сбивные начинки получают смешиванием сахаро-паточного сиропа, уваренного до 90 % сухих веществ, со сбитыми яичными белками.

Сироп температурой около 80°С постепенно добавляют в сбивальную машину, в которой находится предварительно сбитый яичный белок. В конце сбивания в полученную однородную массу добавляют вкусовые и ароматические вещества.

Класс: 6

Цель: приготовить фруктовый салат, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности при работе.

Задачи:

  1. Актуализация знаний о пользе фруктов, о содержании витаминов во фруктовых плодах.
  2. Формирование навыка работы с информацией, использования в практической работе технологической схемы.
  3. Совершенствование навыков работы в группе, коммуникативных и рефлексивных навыков, навыков безопасной работы.
  4. Развитие памяти, внимания, устной речи.
  5. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, рациональному питанию, а также аккуратности и трудолюбия.

Оборудование: коробка для игры, набор фруктов, костюмы фруктов для сценки(повар, грейпфрут, банан, яблоко, киви, мандарин, апельсин, доктор Айболит), таблица «Содержание витаминов во фруктовых плодах», технологическая схема приготовления фруктового салата, магниты, фартуки, косынки, ножи, разделочные доски, салатницы, ложки для салата, порционные тарелки, весовое мороженое, таблички с названиями салатов для групп, ноутбук (для музыкального сопровождения).

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Технологии, методы и приемы: здоровьесберегающая, игровая, рассказ, беседа, инсценировка, работа с таблицей и схемой, самопроверка и самооценка, работа в группах, практическая работа, рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь! Сегодня для работы на уроке нам потребуется таблица «Содержание витаминов во фруктовых плодах» и ручка; а также спецодежда (фартук и косынка), фрукты, посуда (разделочная доска, нож, салатница) и ваше хорошее настроение!

II. Сообщение темы, цели и задач урока

Тема нашего урока «Приготовление фруктового салата». Сегодня на уроке мы поговорим о пользе фруктов, о содержании витаминов во фруктовых плодах; будем использовать в практической работе технологическую схему; совершенствовать навыки работы в группе, коммуникативные и рефлексивные навыки.

III. Игра «Угадай плод!», заполнение таблицы «Содержание витаминов во фруктовых плодах»

Учитель кладёт в коробку плоды фруктов (яблоко, банан, киви, апельсин, грейпфрут, мандарин). Учащиеся должны, задавая вопросы, угадать, что находится в коробке. Вопросы ставятся так, чтобы учитель мог ответить только «ДА» или «НЕТ». После того как дети правильно называют плод, учитель его показывает и делает о нем небольшое сообщение.

Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Угадай плод!» .

У меня в коробке спрятаны фруктовые плоды. Чтобы узнать, какие фрукты я спрятал, вы будете задавать мне вопросы о цвете, вкусе и т.д., а я буду отвечать только «ДА» или «НЕТ». Но мы с вами не только будем играть, мы еще узнаем о пользе некоторых фруктов. Для этого вы должны внимательно слушать мой рассказ и заполнять таблицу, которая лежит у вас на партах. Давайте посмотрим таблицу.

(Таблица заранее начерчена на доске. Учитель объясняет и показывает, как правильно заполнить таблицу, проговаривает буквенное обозначение витаминов.)

Фруктовый плод Витамины
А Группа В С D Е G K PP

После игры мы проверим, кто из вас меня внимательно слушал.

БАНАН

В мякоти бананов содержится витамин С , который поможет справиться с зимними простудами и инфекциями. Витамины группы В незаменимое средство против стресса и бессонницы. Есть в бананах и витамин Е , он делает нашу кожу гладкой и эластичной, а также отвечает за хорошее настроение.

ЯБЛОКО

В яблоках содержится витамин А . Этот витамин необходим для нормального обмена веществ, формирования костей. Витамин С оказывает противовоспалительное действие, увеличивает устойчивость к инфекциям. Витамины группы В , необходимы организму для нормального функционирования нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Также в яблоках присутствует витамин G . Его еще называют «витамином аппетита». Он необходим для нормального пищеварения и роста.

МАНДАРИН

Плоды мандарина содержат много витамина C и витамин группы B, который необходим для нормальной работы нервной системы, кроме названных в мандарине есть витамин D, особенно необходимый зимой, и витамин K для здоровья сосудов.

КИВИ

Один плод киви способен обеспечить человека суточной дозой витамина С. Кроме того в киви присутствуют витамины Е, А, РР и группы В. Киви помогает нормальному пищеварению и является замечательным антистрессовым средством. Кроме того, этот плод укрепляет иммунную систему организма человека и его кровеносные сосуды.

АПЕЛЬСИН

В апельсинах содержится витамин С, которыйпомогает уменьшить риск болезней сердца. Витамин группы В присутствующий в апельсинах участвует в производстве гемоглобина, который необходим для проведения кислорода в различные части тела.

ГРЕЙПФРУТ

Грейпфрут удовлетворит суточную потребность человека в витамине С , который необходим нам для защиты от простуды и гриппа. Кроме того, в грейпфруте содержится много витамина РР , который помогает бороться с бессонницей и усталостью, а также витамина D.

– Итак, вы угадали все плоды! Молодцы! По ходу игры вы заполняли таблицу. Давайте проверим, насколько внимательно вы меня слушали.

(Учащиеся сверяют свои данные с данными таблицы, помещенной на доске, делают самооценку. Можно спросить 1-2 человек)

Фруктовый плод Витамины
А Группа В С D Е G K PP
Апельсин + +
Банан + + +
Грейпфрут + + +
Киви + + + + +
Мандарин + + + +
Яблоко + + + +

21 – ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ !

От 16 до 20 – ТЫ МОЛОДЕЦ !

От 11 до 15 – БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ !

– Мы узнали, что плоды фруктов являются ценными продуктами питания, так как они содержат большое количество разнообразных витаминов. Большинство витаминов не образуется в организме человека, а поступает в него только с пищей. Помните о том, что не все витамины выдерживают температурную обработку, поэтому лучше употреблять фрукты в свежем виде.

Как вы думаете, какие фрукты полезнее? (Ответы детей)

– Давайте послушаем, что скажут сами фрукты!

IV. Сценка «Спор фруктов»

Повар:

В ночь необычную с полки упал
В нашей библиотеке про питанье журнал.
В ночь необычную, что не случится!
Стукнулся об пол, раскрылись страницы…
И со страниц раскатились круто
В разные стороны яркие фрукты.
Их разговоры хотите услышать?
Значит, давайте, сидите потише!

(Фрукты выходят и начинают спор)

Грейпфрут:

Знакомьтесь, дети, я грейпфрут,
Я крупный, сочный, вкусный фрукт.
Слегка горчу, но не беда,
Зато я помогу всегда
Тому, кто хочет похудеть,
Тому, кто часто стал болеть.
Я организм омоложу,
Я людям всей душой служу.

Банан:

Я – заморский гость, банан,
Переплыл я океан.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу.

Апельсин:

А я спелый апельсин,
Солнышка веселый сын.
Я красивый, озорной.
Будет весело со мной
Прыгать, веселиться,
Петь, играть, резвиться.

Киви:

Под шершавой кожурой,
Сочный плод хранится мой,
Он зеленый и зернистый,
Нежный, сладкий и мясистый.
Киви называюсь я,
Мякоть вкусная моя -
Кладезь витаминов ценных,
Для здоровья драгоценных.

Мандарин:

Меня под Новый Год
Каждый в дом к себе зовет.
Мной и елку украшают,
И детишек угощают.
Я храню под кожурой
Шарик сочный, сладкий свой.
Дольки в шарике - конфетки,
Чтобы радовались детки.

Яблоко:

Я – крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

(Появляется доктор Айболит)

Айболит:

Всё хватит! Вас не переслушать!
Спор давно кончать пора!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Фрукты яркие люби
Все без исключения!
В каждом польза есть и вкус!
Чтобы были вы красивы,
Чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело,
Чтобы громче пелись песни,
Жить чтоб было интересней,
Все, и взрослые, и дети
Помните вы мой совет:
Круглый год – зимой и летом-
Без фруктов жизни нет!

Банан (апельсину):

Мы с тобой теперь друзья,
Вместе мы одна семья!

Киви (яблоку):

Ты полезно и я тоже.
Людям мы теперь поможем!

Мандарин (грейпфруту):

Надо нас в салат крошить,
Витамины получить!

Все фрукты:

Витамины – это жизнь!
С ними нужно всем дружить!

Повар:

Их спор закончился благополучно,
От этого питанье наше стало только лучше!

– Всем фруктам спасибо!

– Мы узнали, что все фрукты полезны для здоровья.

– Какие блюда из фруктов вы знаете?

– Мы с вами сегодня будем готовить фруктовый салат.

V. Изучение технологической последовательности приготовления фруктового салата

Чтобы правильно и вкусно приготовить фруктовый салат, давайте рассмотрим технологическую последовательность его приготовления.

(Учащиеся вместе с учителем называют технологические операции, учитель постепенно на доске составляет схему)

С чего начнем приготовление салата? (с первичной обработки плодов)

Первичная обработка плодов:

  • перебрать, удалить гнилые и поврежденные плоды;
  • промыть проточной водой, ополоснуть кипяченной;
  • удалить несъедобные части (плодоножки, листья), промыть еще раз

– Что будем делать с подготовленными плодами?

Последующая обработка плодов:

  • апельсин
  • грейпфрут почистить, убрать перегородки, оставив только мякоть, разделить на кусочки;
  • банан
  • киви почистить, нарезать кубиками;
  • мандарин почистить, разделить на дольки, дольки нарезать кубиками;
  • яблоко почистить, удалить сердцевину, нарезать кубиками.

– Что еще необходимо сделать, чтобы получилось готовое к употреблению блюдо?

Завершающие технологические операции:

  • нарезанные фрукты аккуратно соединить и перемешать;
  • положить на порционные тарелки;
  • добавить шарик мороженого;
  • подать на стол

Технологическая последовательность приготовления фруктового салата

Хорошо. Мы с вами фруктовый салат на словах уже приготовили, а сейчас давайте будем готовить на практике.

VI. Деление на две группы

Для деления на группы используется детская считалка:

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.

Для работы нам необходимо разделиться на две группы. Встаньте, пожалуйста, все в круг. Я приготовил для вас считалку. Тот ученик, на котором заканчиваются слова считалки, выходит из круга и занимает свое место за рабочим столом группы. Группы формируются в порядке очереди.

(Деление на группы)

Спасибо, молодцы!

VII. Инструктаж, распределение в группах обязанностей между учащимися по операциям

Одна группа будет готовить фруктовый салат «Ням-ням-ка » , а другая – «Тутти-фрутти» .

– Из каких продуктов будете готовить салат? (каждая группа называет свои продукты)

– Какую посуду будете использовать? (разделочная доска, нож, салатница)

– Какие санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности будете соблюдать при приготовлении салата?

  • вымыть руки с мылом;
  • надеть фартук и косынку;
  • Как вы будете пользоваться ножом?

Правила техники безопасности при работе с ножом:

  • нарезать продукты осторожно, чтобы не повредить пальцы;
  • не поднимать нож высоко над разделочной доской;
  • при необходимости передавать нож только ручкой вперед
  • после окончания работы убрать рабочее место, посуду, вымыть руки.

– Сейчас, пожалуйста, в каждой группе распределите технологические операции приготовления фруктового салата.

(Количество фруктов в салате соответствует количеству учащихся в группе, поэтому каждый ученик должен выбрать для себя один плод. Всего в классе 8 человек.)

– Итак, приступаем к работе!

VIII. Практическая работа «Приготовление фруктового салата»

Перед выполнением работы учащиеся моют руки с мылом, надевают фартуки и косынки. Работу выполняют по технологической схеме, которая лежит у них на столах. Учитель проводит целевые обходы, контролируя соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы.

IX. Итог урока, рефлексия, оценивание

Давайте подведем итог нашего урока.

– Почему фрукты необходимо употреблять каждый день? (В них содержатся витамины и полезные вещества)

– Можно ли для приготовления фруктового салата использовать какие-то другие фрукты? (Да)

– Я думаю, что вы обязательно дома попробуете приготовить фруктовый салат самостоятельно. Тем более что скоро будет праздник – 8 марта и Вы сможете порадовать свою маму вкусным подарком!

– А сейчас сделайте рефлексию своей совместной продуктивной деятельности: что получилось, а что не очень? (Спросить по одному человеку от каждой группы)

Наш урок был насыщен полезной информацией, которая вам обязательно пригодится в жизни. Работали вы все активно, заинтересованно и заслуживаете хороших отметок, «пятерок»! Кроме хороших отметок вы сегодня получите удовольствие от вкусно приготовленного салата! Молодцы!

X. Дегустация готовых блюд

Давайте пробовать! (Гостям можно также предложить попробовать десерт)

XI. Уборка рабочих мест

Список использованных источников :

  1. 1september.ru – сценарий внеклассного мероприятия «Спор овощей и фруктов».
  2. 1september.ru – открытый урок по технологии в 7-м классе на тему "Фрукты и ягоды. Блюда из них".
  3. 1september.ru – урок технологии "Фрукты и ягоды. Декорирование блюд фруктами"
  4. medicall.ru – о пользе фруктов
  5. sestnoe.ru – рецепт фруктового салата
  6. viki.rdf.ru – детские презентации
  7. www.meals.ru – о пользе наших любимых фруктов
  8. www.say7.info – рецепт фруктового салата

Новое на сайте

>

Самое популярное